Воздвижение Креста Господня празднует Православная Церковь 27 сентября. Это один из двенадцати (двунадесятых) важнейших праздников церковного года. Его называют Господским, поскольку он посвящен Господу и Спасителю нашему Иисусу Христу. И неподвижным, потому что он всегда отмечается 27 сентября по новому стилю. Праздник Воздвижения Креста напоминает о Жертве, которую приносит Христос за всех нас. Именно поэтому Крестовоздвижение стоит в начале годового круга богослужений.
Происхождение праздника Крестовоздвижения связано с завершением четырех веков гонений на христиан. Первым императором, уверовавшим во Христа, был Константин Великий. Он приказал начать раскопки на месте Гроба Господня. Предание связывает обретение Креста с равноапостольной Еленой, матерью императора Константина. Обретенный Крест перед народом воздвигли, то есть подняли.
13 сентября 335 года в Иерусалиме освятили храм Воскресения Христова, построенный на средства Константина Великого на месте обретения Животворящего Креста. В честь этого события праздник Воздвижения перенесли с предпасхальных дней на 14 сентября — 27 сентября по новому стилю.
Второе историческое событие, лежащее в основе праздника, — возвращение Креста из Персии в VII веке греческим императором Ираклием. Незадолго до начала арабских завоеваний между Византией и Персией развязалась война, в ходе которой персидский царь Хозрой II разграбил Иерусалим, пленив патриарха и увезя с собою Крест Христов. Однако спустя 14 лет императору Ираклию удалось разгромить персов и освободить патриарха вместе с главной реликвией христиан. Торжественной процессией святитель и монарх несли Крест в Иерусалим, но у входа в Храм Гроба Господня их остановил ангел и приказал Ираклию снять с себя все царские знаки отличия и нести Древо так, как его нес Сам Христос — то есть как простой человек. Только выполнив веление ангела, император смог внести Крест в храм. И снова — как и при Елене — Крест был воздвигнут на высоком помосте, чтобы весь собравшийся люд мог увидеть орудие нашего спасения.
Третье же событие — это не столько некое «одноразовое» происшествие, сколько традиция, которую свято блюли в Константинополе. В особые дни года на возвышение перед алтарем храма Святой Софии выносилась часть Животворящего Древа, и патриарх поднимал ее над всеми верующими. Этот чин возник как подражание тому воздвижению, которое произошло в Иерусалиме. Церемонию поднятия Креста можно увидеть до сих пор в большинстве православных и униатских кафедральных соборов. Посреди храма устанавливается помост (кафедра), куда восходит епископ и на четыре стороны осеняет верующих крестом, хранящемся в алтаре