ТАИНСТВО ПОКАЯНИЯ
«Покаяние есть таинство, в котором исповедующий
грехи свои, при видимом изъявлении прощения от священника,
невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом».
(Православный катехизис)
Значение покаяния не в признании себя грешником – это было бы
слишком просто, а в изменении образа жизни, приводящего ко греху.
(архиепископ Иоанн Шаховской)
К таинству покаяния можно приступить во время Божественной Литургии, которая в нашем храме по вторникам, средам, четвергам, пятницам и субботам начинается в 09:00, а по воскресениям в 07:00 (ранняя Литургия) и в 10:00 (поздняя Литургия). Верующие собираются в храме заблаговременно (за 20 минут до начала богослужения).
Божественная Литургия также совершается во все двунадесятые и великие праздники Церкви (в 07:00 и в 10:00).
В крайних случаях священник может принять Вашу исповедь и в другой любой день, после согласования с ним удобного времени.
***
Исповедь — это таинство примирения с Богом, когда кающийся в присутствии свидетеля-священника открывает Богу свои грехи и обещает не повторять их, а священник молится о прощении грехов исповедующегося.
Таинство покаяния установил Сам Господь после Своего Воскресении, когда, явившись Своим ученикам, Он торжественно сказал им: «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20, 21-23).
Свою проповедь в мире Христос начал словами: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4, 17). «Пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9, 13).
Апостолы же передали власть «вязать и разрешать» своим преемникам — епископам, которые в свою очередь при совершении таинства рукоположения (священства) из поколения в поколение передают эту власть священникам.
Святые отцы называют покаяние вторым крещением. Необходимость в этом таинстве связана с тем, что человек, ставший христианином в таинстве Крещения, омывшем все его грехи, продолжает грешить по немощи человеческого естества. Эти грехи отделяют человека от Бога. Но в таинстве покаяния человек с помощью Божией преодолевает этот болезненный разрыв.
Если при Крещении человек очищается от власти первородного греха, переданного ему при рождении от наших прародителей Адама и Евы, то покаяние омывает его от скверны собственных грехов, совершенных им уже после таинства Крещения. Человек сохраняет обретенное в таинстве Крещения единение со Христом.
Таинство покаяния еще называют «духовной врачебницей», т.к. в нем врачуются духовные болезни человека (грехи), и христианин, получив разрешение грехов, снова становится невинным и освященным, каким он вышел из вод Крещения.
Покаяние — это духовный труд, усилие согрешившего человека, направленное на то, чтобы восстановить связь с Богом, чтобы быть причастником Его Царства. В результате покаяния совершённый грех становится человеку ненавистным, он обретает духовную радость от открывшейся ему причастности к жизни Божьей.
Покаянное усилие человека с радостью приемлется Господом и угодно Ему: так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии (Лк. 15; 7).
В непрерывной борьбе с грехом, продолжающейся всю земную жизнь человека, бывают поражения и порой тяжкие падения. Милосердие Божье бесконечно и поэтому после падений христианин должен вновь и вновь вставать, каяться и, не поддаваясь унынию, продолжать свой путь.
Для того, чтобы таинство покаяния совершилось, со стороны кающегося необходимы: осознание своей греховности, искреннее сердечное раскаяние в своих грехах, твердое желание оставить грех и не повторять его, вера в Иисуса Христа и надежда на Его милосердие, вера в то, что таинство исповеди имеет силу очистить и смыть по молитве священника чистосердечно исповеданные грехи.
Нужно различать исповедь и доверительную беседу со священником. В последней можно детально обсудить некоторые подробности своей жизни и получить ответы на вопросы. Конечно, какие-то вопросы можно решить и во время исповеди, но если вопросов много или их обсуждение требует длительного времени, то лучше попросить священника назначить вам время для беседы отдельно.
Не следует стесняться попросить священника пообщаться с Вами за рамками исповеди. Это обычная и нормальная практика. Священник с радостью найдет для Вас время.
В положенное для исповеди время священник выходит к народу и сперва совершается молитва. Батюшка возносит Богу молитвы, которые служат подготовкой к личному покаянию, помогают исповеднику почувствовать свою ответственность непосредственно перед Богом, свою личную связь с Ним.
Уже в этих молитвах начинается раскрытие души перед Богом, в них выражается надежда кающегося на прощение и очищение души от скверны грехов.
После прочтения молитв священник, обратившись лицом к собравшимся, произносит следующие слова: «Дитя мое, Христос невидимо стоит (пред тобою), принимая исповедь твою. Не стыдись, не бойся и не скрывай что-либо от меня, но скажи все, чем согрешил, не смущаясь, и примешь оставление грехов от Господа нашего Иисуса Христа. Вот и икона Его перед нами: я же только свидетель, и все, что скажешь мне, засвидетельствую пред Ним. Если же скроешь что-нибудь от меня, грех твой усугубится. Пойми же, что раз уж ты пришел в лечебницу, так не уйди же из нее не исцеленным«.
В этом обращении раскрывается, что священник, принимающий Исповедь, не является для исповедника простым собеседником, но представляет собой свидетеля таинственной беседы кающегося с Богом. Приходя на исповедь, мы каемся не перед священником. Священник, будучи сам человеком грешным, есть только посредник в таинстве, а истинным Тайносовершителем является Господь Бог. Но по замыслу Творца именно при посредничестве священника в рамках таинства исповеди совершается окончательно примирение человека с Богом.
Далее, после заключительной молитвы, начинается собеседование священника с каждым исповедником отдельно.
Слегка преклонив голову перед лежащими на аналое святым Крестом и Евангелием, нужно без утайки рассказать все свои злые дела, которые Вы желаете, чтобы Христос простил Вам и Своей благодатью помог Вам преодолеть те или иные ошибки.
Не надо бояться, что священник будет как-то смущен Вашей исповедью. Порой кающимся стыдно назвать священнику тот или иной грех, либо есть опасение, что священник, услышав грех, осудит их или будет к ним как-то хуже относиться. На самом деле это неправильно. Священник сам грешный, и он понимает, как человеку трудно бороться с грехом. Тем более если человек до этого жил, не зная Бога. Пастырь посочувствует кающемуся, поможет. А потому будучи свидетелем искреннего покаяния в серьезных грехах, он никогда не осудит, а обрадуется обращению человека от греха на путь праведности.
Нужно помнить, что исповедь остается только между священником и кающимся. За разглашение тайны исповеди священник лишается благодати священства и извергается из сана.
По окончании исповедания грехов священник покрывает голову кающегося епитрахилью (принадлежность богослужебного облачения священника) и, возложив поверх неё руки, читает разрешительную молитву: «Господь и Бог наш Иисус Христос, благодатию и щедротами Своего человеколюбия, да простит ти, чадо …. (имя), вся согрешения твоя: и аз, недостойный иерей, властию Его мне данною, прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих, во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь«.
Произнося последние слова разрешения, священник осеняет голову исповедника крестным знамением.
После этого исповедник целует святые Крест и Евангелие в знак любви и благоговения перед Господом и верности данных Ему в присутствии духовника обетов приложить все усилия для того, чтобы с помощью Божией исправить свою жизнь.
При подготовке к исповеди мы должны постараться вспомнить всё, что мы сделали за период с прошлой исповеди. А если это первая исповедь, то мы вспоминаем грехи, совершенные в течение всей жизни.
Существуют специальные молитвы, выражающие покаянное настроение. Например, «Покаянный канон Господу Иисусу Христу». Его полезно прочитать накануне перед исповедью. Он печатается в большинстве молитвословов. А если вам непривычно молиться по-церковнославянски, можно воспользоваться переводом на русский язык.
Иногда человек, готовясь к исповеди, записывает свои грехи на листке бумаги, чтобы прочесть у аналоя. Если Вам так удобно, можете так и поступать.
Озвучивать свои грехи на исповеди нужно коротко и по существу, без лишних комментариев или оправданий ситуаций.
Часто человек озвучивает грех, и сразу же приводит к ним массу оправдательных комментариев. Например, кается человек в жадности, но добавляет, что тот, с кем он пожалел чем-то поделиться, плохой и злой и делиться с ним и не следовало. То есть сам себя убеждает, что вроде и не согрешил, а обстоятельства (в лице других людей) вынудили его так поступить. А сказал бы просто, что жадничал, — и уже проложил себе дорогу к покаянию.
Но при этом важно и не прятаться просто за списком абстрактных грехов: «жадность, сребролюбие, раздражительность», а сказать, в чем конкретно пожадничал: нищим жалею подавать, соседке в долг пожалела, или, скажем, денег одолжил, а теперь про себя мучаюсь. Такая конкретность важна, потому что помогает понять, как исправляться: перестать быть «сребролюбивым вообще» человек сразу не может, а вот начать нищим подавать хоть немного — это понятно.
На исповеди мы говорим только о своих собственных грехах. Очень часто священники, принимая исповедь, слышат вместо исповедания грехов житейские истории обо всех родственниках, соседях и знакомых. Когда на исповеди человек рассказывает о причиненных ему обидах, он оценивает и осуждает ближних, по сути, оправдывая себя. Часто в подобных рассказах личные прегрешения представляются в таком свете, что избежать их, казалось бы, и вовсе невозможно. Но грех — это всегда плод личного выбора. Крайне редко мы попадаем в такие коллизии, когда вынуждены выбирать между двумя родами греха.
Говоря о своих грехах, не стоит заботиться о том, как бы их «правильно» или «по церковному» назвать. Надо называть вещи своими именами, обычным языком, своими словами.
Важно знать каждому, что начать менять жизнь нужно еще до исповеди. Покаяние на греческом языке звучит как «метанойя», буквально — «перемена ума». Недостаточно признать, что в жизни совершал такие-то и такие-то проступки. Бог — не прокурор, а исповедь — не явка с повинной. Покаяние должно быть переменой жизни: кающийся намерен не возвращаться к грехам и всеми силами старается удержать себя от них. Такое покаяние начинается за какое-то время до исповеди, и приход в храм к священнику уже «запечатлевает» происходящую в жизни перемену. Это крайне важно.
Нужно оговорить, что когда мы говорим об изменении жизни и отказе от греха, то имеются в виду, прежде всего, грехи так называемые «смертные», по слову апостола Иоанна, то есть несовместимые с пребыванием в Церкви. Такими грехами христианская Церковь издревле считала отречение от веры, убийство и прелюбодеяние. К грехам такого рода можно отнести и крайнюю степень других человеческих страстей: злобу на ближнего, воровство, жестокость и прочее, что может быть прекращено однажды и навсегда усилием воли, сочетающимся с помощью Божией.
Что же касается так называемых «повседневных» грехов, то они во многом будут повторяться и после исповеди. К этому надо быть готовым и принимать это смиренно как прививку против духовного превозношения: совершенных среди людей нет, безгрешен только один Бог.
Многие годы от исповеди к исповеди мы повторяем один и тот же список грехов, и, кажется, ничто не меняется к лучшему. Об этом не знают те, кто никогда не вступал в борьбу с самим собой — самую трудную на свете борьбу. Тем же, кто взялся за нее, кажется, что у них ничего не выходит и, даже напротив, дела становятся все хуже и хуже.
И действительно, они сначала становятся хуже. Святые отцы это знали на собственном опыте. Пока человек не ставит перед собой трудных задач, пока живет «как живется», пока плывет по течению — все как будто в порядке. Но стоит человеку принять какие-то решения и начать делать какие-то усилия в работе над собой, наше внутреннее естество начинает бунтовать. И происходит то, о чем Апостол Павел сказал: «…желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим. 7: 18-19). Такая раздвоенность нашей души — одно из многочисленных последствий первородного греха, и никакие личные усилия человека не могут ее преодолеть. Только Благодать Божия.
Здесь нужно обозначить, что исповедь включает два элемента. Первый — это конкретные поступки, несовместимые с верой, совершенные порой тогда, когда о вере еще и разговор не шел. Например, аборт, или кража, измена жене, или какое-то преступление. Словом, человек признается в грехе, за который невыносимо стыдно и который он действительно никогда уже не повторит. От таких грехов уверовавший обычно очищается раз и навсегда на первой же исповеди. А потом начинается работа над тем, что называется характером человека. Разумеется, и в этом случае кающийся то и дело срывается на нехорошие поступки и слова. Допустим, аборт женщина больше не сделает. Муж жене больше не изменит. Украсть — не украдет. Но сдерживаться в гневе, не болтать лишнего, не трусить и не жадничать, воздерживаться от недостойных помыслов и прочего — всему этому учиться придется долго и далеко не сразу успешно. Характер изменить настолько сложно, что представляется порой даже невозможным. Вера и исповедь дают возможность правильно оценить себя. Это уже много! Но оценить не означает изменить.
Если я осознал, что раздражителен и горд, это не значит, что с этого момента я стал смирен и кроток. Признав себя трусливым, я не стану тотчас храбрым. Все мы больны — и верующие, и неверующие. Только одни осознали свою болезнь, другие же — нет. Однако осознать свою болезнь, правильно поставить диагноз, еще не означает выздороветь. И если даже при обычных, телесных, заболеваниях начало лечения часто сопровождается обострением болезни, то и покаяние наталкивается на такое мощное сопротивление «ветхого человека», не желающего уходить и уступать место «новому», что впору бывает прийти в отчаяние. Мы можем вспомнить Марию Египетскую. Семнадцать лет после своего обращения она, живя в пустыне, боролась с сильнейшим желанием вернуться к прежней греховной жизни.
Часто священники слышат искреннее сетование: «Что толку в моей вере?! Что пользы в моих исповедях, если ничего не меняется?!» Меняется! Без сомнения меняется! Хотя меняется обычно очень медленно. Гораздо медленнее, чем возрастает требовательность к себе. Просто совесть становится непримиримее, и душа начинает болеть от того, на что раньше совсем не реагировала.
Так всегда бывает. Нужно на каждую исповедь идти, как на последнюю, и пусть каждая неудача, каждое новое падение не угашает, а придает еще больше решимости снова вступить в борьбу и, в конце концов, с Божией помощью победить.
Но что же делать, если мы намереваемся подойти к Таинству Покаяния, но чувствуем, что наше сердце не способно на искреннее покаяние? И все-таки это не причина для того, чтобы откладывать исповедь в ожидании покаянного чувства. Бог может коснуться нашего сердца и в течение самой исповеди: самоисповедание, наименование вслух наших грехов, может смягчить наше сердце, утончить духовное зрение, обострить покаянное чувство.
Некоторые исповедующиеся стремятся безболезненно для себя пройти через исповедь — говорят общие фразы: «во всем грешна» или распространяются о мелочах, умалчивая о том, что действительно должно тяготить совесть. Причиной тому является и ложный стыд перед духовником, и нерешительность, но особенно — малодушный страх всерьез начать разбираться в своей жизни, полной мелких, ставших привычными слабостей и грехов.
Другая крайность состоит в том, что часто люди, неопытные в духовной жизни, не видят в себе никаких грехов, либо не видят их множественности, и их гнусности. В этом случае обычно так говорят: «ничего особенного я не совершал«, «у меня только мелкие грехи, как у всех«, «не украл, не убивал«, — так часто многие начинают исповедь.
Чем объяснить нашу безучастность на исповеди, наше самомнение, как не окамененным нечувствием, как не «мертвостью сердечной, душевной смертью, телесную предваряющей«? Почему святые отцы и учители наши, оставившие нам покаянные молитвы, искренно считали себя первыми из грешников, с убежденностью взывали к Иисусу Сладчайшему: «Никто же согреших на земли от века, якоже согреших аз, окаянный и блудный!» А мы убеждены, что у нас все благополучно! Апостол Иоанн говорит: «Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1-е Послание Иоанна, гл. 1, стих 7). Итак, чем человек внимательнее к своей душе, тем он больше видит в себе того греховного, над искоренением которого ему нужно потрудиться.
Кроме того, мы тяжко согрешаем, если сознательно ради стыда умалчиваем на исповеди о грехе (когда совесть говорит нам, что грех действительно серьезный и нуждается в озвучке на исповеди). Причастие после такой исповеди будет нам в осуждение. Однако если человек действительно забыл и вспомнил о грехе уже после исповеди, он может не подходить повторно к духовнику, и может с покаянным чувством (если готовился) причаститься святых Христовых Таинств. А грехи, которые вспомнил, он принесет на следующую исповедь.
Нужно постараться поглубже проникнуть в смысл своих поступков, в мотивы, по которым мы делаем то или другое. Иногда поступок вроде бы хороший, но вызван каким-то злым желанием, и мы умеем себя всегда лукаво оправдать. Очень часто мы прикрываем свои злые желания какими-то благовидными предлогами и оправдываем свои нечистые помыслы какими-то добрыми целями. Вот в этом тоже нужно обязательно разобраться. И нужно всячески разоблачать лукавство нашего греховного ума, нужно увидеть лицемерие своей души, пронизанной грехом.
То, что Вам говорит на исповеди священник, лучше никому не рассказывать. Бывает так, что то, что говорится одному человеку, может соблазнить другого. То, что полезно для одного, для другого может оказаться вредным и ненужным. Поэтому тут надо быть очень осторожными. Это все равно, что прийти к врачу, чтобы он прописал вам лекарство, скажем, повышающее давление. Будете вы всем давать это лекарство, когда у человека не все в порядке с давлением или еще с чем-нибудь? Лекарство может его убить, а не вылечить. Поэтому нужно быть очень осторожными с рекомендациями, которые Вы получили от священника, не делиться ими с другими.
Итак, если Вы задумались об исповеди, значит, Вы признаёте, что в своей жизни что-то делали не так, как нужно. Именно с осознания своих грехов и начинается покаяние. Что является грехом, а что нет? Грех — это все, что противоречит Божией воле, или, иначе говоря, замыслу Бога относительно мира и человека. Замысел Божий о мире открывается в Священном Писании — Библии. Частичным, наиболее «сжатым» выражением замысла Божия относительно практической жизни человека являются заповеди — знаменитые десять заповедей, данные Моисею на Синае. Суть этих заповедей Господь свел к следующему: «Люби Господа Бога всем сердцем своим» и «люби ближнего своего как самого себя». Перед подготовкой к первой исповеди полезно перечитать Нагорную проповедь Спасителя (главы 5-7 Евангелия от Матфея) и притчу о Страшном суде, где Иисус Христос говорит, что жизнь наша будет оцениваться на основании того, как мы относились к своим ближним.
В то же время от многих приходится слышать: «Я не убиваю, не ворую, не прелюбодействую, так в чем же мне каяться?» Но если мы внимательно познакомимся с Божиими заповедями, то обнаружим, что грешим мы против многих из них. Условно все прегрешения, совершенные человеком, можно разделить на три группы: грехи против Бога, грехи против ближних и грехи против самого себя.
В помощь тем, кто готовится к исповеди, для испытания совести ниже приведены вопросы по руководству 10 заповедей Закона Божия и 9 евангельских заповедей о блаженствах (на основе «Пособия для пастырей и пасомых»).
ВОПРОСЫ ПО 10 ЗАПОВЕДЯМ ЗАКОНА БОЖИЯ:
1) Я Господь Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. (Исх. 20, 2-3)
К грехам против Бога помимо прочего относятся: неверие в Бога, признание какой-либо значимости за иными «духовными силами», религиозными доктринами, помимо христианской веры; участие в иных религиозных практиках или обрядах, даже «за компанию», в шутку и пр.; вера номинальная, никак не выражаемая в жизни, то есть практический атеизм (можно признавать умом существование Бога, но жить так, словно неверуюший).
Есть ли в сердце твердая вера в слово Божие и учение святой церкви?
Нет ли частых сомнений в истинности православной веры?
Не увлекались ли раньше сектантскими учениями?
Появлялось ли отчаяние в своем спасении из-за совершения каких-либо тяжких грехов?
Не обращались ли раньше в магические салоны, к различным прорицателям, колдунам с целью узнать будущее или получить исцеление от каких-либо болезней? (обращение к разного рода гадалкам, ворожеям, колдунам, экстрасенсам и пр. — попытка «подчинить» духовные силы магическим путем, без покаяния и личного усилия по изменению жизни в соответствии с заповедями).
Не увлекаетесь ли различными суевериями?
Не гадаете ли о будущем по книгам Священного Писания (Библия)?
Молитесь ли Богу ежедневно?
Был ли грех человекоугодия (лесть, одобрение плохих дел)?
2) Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им… (Исх. 20, 4 -5)
Творение «кумиров» — то есть вынесение на первое место среди жизненных ценностей чего-либо, помимо Бога. Кумиром может стать что угодно, чему реально «служит» человек: деньги, власть, карьера, здоровье, знания, увлечения, – всё это может быть и хорошим, когда занимает соответствующее место в личной «иерархии ценностей», но, становясь на первое место, превращается в кумира.
Не охвачены ли страстями любостяжания (безудержное стремление к накоплению материальных благ) и сребролюбия (любовь к деньгам)?
Не предаетесь ли чревоугодию (объедение) и пьянству?
Не страдаете ли гордостью или честолюбием (болезненное стремление получить признание других людей любой ценой)? Не превозноситесь ли своими дарованиями, заслугами или добродетелями?
Есть ли в Вас грех лицемерия?
Приходилось ли раньше называть почитание святых икон идолопоклонством?
3) Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно… (Исх. 20, 7)
Не повинны ли Вы в грехе богохуления (оскорблении Бога) на словах или в мыслях?
Не приходилось ли роптать на Бога в болезни, нужде или в каком-либо другом несчастии?
Нет ли за Вами греха кощунства (неуважительное отношение к священным предметам, высмеивание и оскорбление их святости)?
Всегда ли были внимательны во время богослужений и на молитве?
Не божились ли Вы? Не приходилось ли призывать имя Господне всуе в обыкновенных разговорах или без должного благоволения?
Не приходилось ли утаивать какие-либо грехи на исповеди?
Не приходилось ли призывать Бога и святых Его на помощь в неблагонравных делах?
4) Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой – суббота Господу Богу твоему. (Исх. 20, 8-10)
Не повинны ли Вы в грехе неуважения к святым праздникам (работа без нужды в воскресные и праздничные дни, а также приказание подчиненным работать по этим дням)?
Уклонялись ли Вы от посещения храма в праздничные дни?
Не ленились ли Вы трудиться в будние дни?
5) Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе. (Исх. 20, 12)
Не относились ли Вы непочтительно к родителям?
Не приходилось ли оставлять родителей без помощи в трудную минуту?
Не было ли неуважения с Вашей стороны к пастырям церкви?
Всегда ли уважительно относились к старшим по возрасту?
Всегда ли должным образом заботились о воспитании детей?
Молитесь ли за своих родителей и детей?
6) Не убивай (Исх. 20, 13)
Причиняли ли умышленно вред чужому здоровью?
Не совершали ли Вы аборт? Аборт — это лишение жизни человеческого существа, по сути, убийство. Следует каяться даже в том случае, если аборт был сделан по медицинским показаниям. Серьезным грехом является и склонение женщины к аборту (со стороны мужа, например). Покаяние в этом грехе подразумевает то, что кающийся больше никогда осознанно не повторит его.
Отказали кому-либо в спасении от смерти (голода, болезни, утопания и т. д.)?
Согрешили против 6-й заповеди Закона Божия, запрещающей не только лишение жизни ближнего, но и всякое оскорбительное слово и действие против него?
Не раздражаетесь ли Вы на членов своей семьи?
Оказываете ли милосердие к своим ближним (помощь в нужде, утешение в горе или в несчастье)? Не пренебрегаете ли ими в силу гордыни и себялюбия. Проявляете ли невнимание к нуждам ближнего? Ближний – это не обязательно родственник или знакомый, это каждый человек, который оказался рядом с нами в данный момент.
Стараетесь ли примириться со своими врагами, содействуете ли примирению находящихся во вражде?
Обращались ли жестоко с животными и птицами?
Не подвергаетесь ли вредной привычке курить табак?
Не думали ли когда-либо о самоубийстве?
Не считаете ли грехом лечиться?
7) Не прелюбодействуй (Исх. 20, 14)
Впадали ли в блудные грехи разного рода (беспорядочные половые связи), прелюбодеяние (супружеская измена) или противоестественные половые связи (содомия, зоофилия и т.д.)?
К блудному сожительству относится и распространенный сегодня т.н. «гражданский брак», то есть сожительство без государственной регистрации брака. Следует, однако, помнить, что зарегистрированный, но невенчанный брак не может расцениваться как блуд и не является препятствием для пребывания в Церкви.
Услаждаетесь ли нечистыми плотскими помыслами?
Не страдаете ли плотскими похотями?
Избегаете ли соблазнов ко греху (картины и чтение книг, которые изображают или описывают нечистую любовь)?
8) Не кради (Исх. 20, 15)
Присваивали ли чужую собственность путем обмана, взяточничества, воровства?
Приходилось ли обманывать ближних с целью повреждения их благосостоянию или присвоения чего-либо из их имущества?
Удерживали ли заработную плату подчиненных или наемных рабочих?
Отказывались ли от оплаты труда других людей (безбилетный проезд)?
9) Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего (Исх. 20, 16)
Сюда относится ложь разного рода.
Осуждали ли своих ближних?
Передавали ли сплетни и слухи о ваших ближних, порочащие их (как правило, мы не можем быть уверены в правдивости слухов)? Клеветали ли?
Любите ли слушать пересуды и по ним составлять мнение о других?
Любите ли смеяться над другими?
Держали ли свое слово?
10) Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего. (Исх. 20, 17)
Завидовали ли Вы своему ближнему (его богатству, счастью, здоровью, жизненному успеху)?
Боретесь ли Вы с дурными мыслями и нечистыми пожеланиями?
ВОПРОСЫ ПО РУКОВОДСТВУ 9 ЕВАНГЕЛЬСКИХ ЗАПОВЕДЕЙ О БЛАЖЕНСТВАХ:
1) Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное (Мф.5, 3)
Имеете ли Вы христианское смирение?
Не гордились ли Вы когда-либо?
Не считали ли Вы себя лучше других?
Не приписывали ли себе своих успехов в науке или жизни, совершенных тобою добрых дел своему собственному старанию, а не помощи Божией?
Не тщеславны ли Вы?
Любите ли, чтобы Вас хвалили?
2) Блаженны плачущие, ибо они утешатся (Мф.5, 4)
Оплакиваете ли Вы свои грехи?
3) Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю (Мф.5, 5)
Раздражаетесь ли Вы на своих ближних – начальников, старших по возрасту или ровесников, когда они говорили Вам то, что Вам не нравится?
Не выражали ли Вы свое раздражение в бранных словах, в оскорбительных действиях или в ослушании и упорстве?
Не слишком ли Вы обидчивы?
Терпеливо ли переносите болезни и разные скорби?
4) Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся (Мф.5, 6)
Стараетесь ли Вы жить праведно, добродетельно и благочестиво?
5) Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут (Мф.5, 7)
Оказываете ли посильную помощь бедным?
Сочувствуете ли несчастным?
Утешаете ли печальных?
Молитесь ли за людей Богу?
Не испытываете ли подозрительности к ближним, считая их недостойными Вашей любви и предполагая в них способность вредить вам?
6) Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф.5, 8)
Не держали ли в сердце своем ненависти к кому-либо?
Не завидовали ли когда-либо богатству, красоте, успехам?
Не услаждались ли нечистыми пожеланиями?
7) Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими (Мф.5, 9)
Была ли вражда с кем-либо?
Не старались ли о том, чтобы вместо примирения враждующих еще более поссорить их?
Не любите ли спорить и тем самым нарушать свой душевный мир?
8) Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное (Мф.5, 10)
Любите ли Вы правду, то есть – благочестие, в чем бы оно ни выражалось – в исполнении заповедей по отношению к Богу, по отношению к ближним или к своей собственной душе?
Не боялись ли Вы насмешек знакомых над Вашей верой?
Не соглашались ли Вы по малодушию с теми, кто кощунственно осмеивал христианское учение, святые таинства и Церковь?
9) Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня; Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас. (Мф.5, 11-12)
Исполняете ли Вы святое Христово учение?
Уподобляетесь ли Вы святым мученикам в распинании, то есть обуздывании своей плоти со страстями и похотями ее, то есть с ненасытной жаждой к удовольствиям, к неге, роскоши, к гневу, мести, гордости, зависти и другим порокам?
- Когда можно побеседовать со священником?
- Когда и как можно принять Крещение в храме Богоявления?
- Таинство Святого Причащения
- Как можно приступить к Таинству Брака
- Как можно освятить жилье
- Как можно освятить место работы (офис, цех, кабинет и т.п.)
- Как можно освятить транспортное средство
- Как принять Православие людям, исповедавшим другую религию или принадлежащим к иным христианским конфессиям
- Как совершить Таинство Елеосвящения (Соборование) над болящим
- У меня умер близкий человек. Что нужно делать