ТАИНСТВО СВЯТОГО ПРИЧАЩЕНИЯ

 

Причащение есть Таинство, в котором верующий

под видом хлеба и вина вкушает (причащается) Самого Тела и Крови

Господа нашего Иисуса Христа во оставление грехов и в Жизнь Вечную.

(Православный Катехизис)

 

Причащение – это главнейшее из христианских Таинств, установленное самим Господом Иисусом Христом.

Приготовление Святых Даров для Причащения совершается на Евхарúстии (греч. «благодарение»), почему это Таинство и имеет двойное название — Причащение, или Евхаристия. Богослужение, на котором совершается Евхаристия, называется Божественной Литургией.

Первое таинство Евхаристии было совершено самим Иисусом Христом в Сионской горнице, где состоялась Его Тайная Вечеря с учениками. Корень Литургии — повторение этой вечери, о которой Христом было сказано: сие творите в Мое воспоминание (Лк. 22; 19).

В таинстве Причащения христианин не символически, а реально и живо соединяется со Христом Богом.

Для верующих факт действительного преложения хлеба и вина, принесенных на Литургию, в Тело и Кровь Христову несомненен. В «Послании восточных патриархов» говорится о таинстве Евхаристии следующее: «Веруем, что в каждой части до малейшей частицы преложенного хлеба и вина находится не какая-либо отдельная часть Тела и Крови Господней, но Тело Христово, всегда целое и во всех частях единое, и Господь Христос присутствует по Существу Своему, то есть с Душой и Божеством, как совершенный Бог и совершенный человек.

Потому хотя в одно и то же время бывает много священнодействий во вселенной, но не много Тел Христовых, а один и тот же Христос присутствует истинно и действительно, одно Тело Его и одна Кровь во всех отдельных церквах верных. И это не потому, что Тело Господа, находящееся на Небесах, нисходит на жертвенники, но потому, что хлеб предложения, приготовляемый порознь во всех церквах и по освящении претворяемый и прелагаемый, делается одним и тем же с Телом, сущим на Небесах.

Ибо всегда у Господа одно Тело, а не многие во многих местах. Потому-то Таинство это, по общему мнению, есть самое чудесное, постигаемое одной верой, а не умствованиями человеческой мудрости, суетность и безумие изысканий которой о Божественном отвергает эта Святая и свыше определенная за нас Жертва«.

Православная Церковь учит, что Тело и Кровь Христовы — это умилостивительная Жертва, приносимая Богу за живых и умерших. Это та же Жертва, что была принесена Господом на Голгофском Кресте, различаемая лишь по образу и обстоятельствам Жертвоприношения. Отличие в том, что Господь Своим Жертвоприношением на Кресте искупил весь род человеческий, а Евхаристическая жертва усвояет это искупление конкретному человеку, прибегающему к ней.

Православная Церковь преподает таинство и младенцам (причащая их одной Кровью Иисуса Христа).

***

Таинство Причащения совершается за утренним богослужением, которое называется Божественной Литургией. Литургия в храме Богоявления по вторникам, средам, четвергам, пятницам и субботам начинается в 09:00, а по воскресениям в 07:00 (ранняя Литургия) и в 10:00 (поздняя Литургия). Верующие собираются в храме заблаговременно (за 20 минут до начала богослужения)

Божественная Литургия также совершается во все двунадесятые и великие праздники Церкви (в 07:00 и в 10:00).

В дни Великого поста Таинство Причащения совершается в среды и пятницы утром во время совершения Литургии Преждеосвященных Даров. Великим постом младенцев причащают только по субботним и воскресным дням.

Божественная Литургия не совершается в среду и пятницу «сырной» недели (т.е. недели перед Великим постом, масленицы), будние дни Великого поста, кроме среды и пятницы, а также полиелейных праздников и четверга 5-й недели поста. Не совершается Литургия в Великую Пятницу, за исключением, если на этот день попадает Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля).

Не совершается Литургия и в пятницу предваряющую праздники Рождества Христова и Богоявления Господня, если сами дни праздников выпадают на воскресенье или понедельник.

По традиции Церкви каждый может подойти перед Причастием к исповеди.  Таинство Покаяния совершается здесь же в храме во время Литургии.

Вы можете пригласить священника причастить больного человека или престарелого дома или в больнице.

 

***

КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ТАИНСТВУ?

 

К Таинству святого Причащения необходимо себя подготовить молитвою, постом и покаянием. Кроме того, очень важно помнить, что подготовкой к Причащению должно явиться не только исполнение определённых предписаний, но вся наша жизнь, построенная на евангельских принципах. Необходимо не просто соблюсти дисциплинарные предписания, но возжаждать Христа, всеми силами души желать соединения с Ним.

Желающий причаститься святых Христовых Тайн должен молитвенно подготовить себя к этому: больше и усерднее молиться дома, по возможности посещать церковные богослужения. Накануне Причастия если есть возможность принято посещать вечернее храмовое Богослужение.

Для молитвенной подготовки перед Литургией, за которой Вы будете причащаться (накануне вечером или утром перед ней) нужно прочитать «Последование ко Святому Причащению». Оно находится в большинстве православных молитвословов.

Существует, кроме того, благочестивая традиция (но не обязанность) чтения трёх канонов перед принятием Святых Христовых Таин: канона покаянного ко Господу нашему Иисусу Христу, канона молебного ко Пресвятой Богородице, канона Ангелу — хранителю. Они также напечатаны в молитвослове.

Человеку, желающему причаститься, согласно традиции Русской Православной Церкви, нужно соблюсти перед этим так называемый евхаристический пост. В настоящее время та его часть, что относится к телесному посту представляет собой воздержание в течение трёх дней от скоромной (т.е. животного происхождения) пищи (мяса, молока, сыра, масла, яиц, рыбы).

Семейные и социальные обстоятельства, такие, как жизнь в нецерковной семье либо тяжелый физический труд, а также состояние здоровья могут быть причиной ослабления поста. Те, кто не может постить (беременные, страдающие болезнью и др.) могут вкушать необходимую для их здоровья скоромную пищу, однако нужно придерживаться воздержания в ее количестве (не «усердствовать», кушать столько, сколько действительно нужно).

Если христианин причащается часто и соблюдает все церковные посты, а также постит каждые среду и пятницу, может не придерживаться воздержания от скоромной пищи в дни перед Причастием. Но вкушает её в мере.

Кроме качественных ограничений в пище, дóлжно уменьшить и количество съедаемого, а также избегать посещения театра и развлекательных мероприятий, просмотра развлекательных фильмов и передач, прослушивания светской музыки, других мирских удовольствий. Вместо всего этого рекомендуется посвятить свободное время богомыслию, размышлениям о своей жизни и совершенных грехах, а также путях их исправления.

Нужно соблюдать телесную и душевную чистоту. Супругам должно в день перед Причастием воздерживаться от телесного общения.

Накануне Причастия с 12 часов ночи начинается строгий пост. Нужно полностью отказаться от пищи, питья и курения (тем, кто страдает этой дурной привычкой) до времени Причастия. Дети и беременные в день Причастия могут с утра принять совсем легкий завтрак. В случае необходимости можно принять утро лекарство тем, кому это полагается. Утром перед Причастием и вечером этого дня можно и нужно чистить зубы.

Утром в день Причастия следует прийти в храм заранее, до начала богослужения. Перед Причастием желательно приступить к таинству покаяния (исповеди).

Готовящийся к святому Причащению должен примириться со всеми. Конечно, бывают ситуации, когда попросить прощения непосредственно у человека невозможно физически, либо это приведет к обострению и без того сложных отношений. Тогда важно, по крайней мере, простить со своей стороны и не иметь в сердце ничего против ближнего. В этом случае хорошо искренне помолиться за человека, с которым, к сожалению, отношения не совсем легкие. И в своей молитве от сердца попросить Бога о будущем примирении.

Перед исповедью нужно беречь себя от чувства злобы и раздражения, удерживаться от осуждения и всяких непотребных мыслей, разговоров, проводя время, насколько это возможно, в уединении, в чтении Слова Божия (Евангелия) и книг духовного содержания.

Во время Литургии вскоре после пения «Отче наш», нужно приблизиться к алтарю и ожидать выноса священником Святых Даров при возгласе «Со страхом Божием и верою приступите». При этом надо пропустить вперёд детей, которые причащаются первыми, раньше взрослых.

Причастники должны приступать к Святой Чаше чинно и в глубоком смирении.

Подходя к Чаше, нужно заблаговременно сложить крестообразно руки на груди (правая поверх левой). Перед Св. Чашей не нужно креститься, дабы нечаянно не толкнуть её. Подойдя к Чаше нужно внятно произнести своё полное христианское имя, широко открыть уста и благоговейно, с полным сознанием святости великого Таинства, принять Тело и Кровь Христову и тотчас же проглотить.

При Причащении младенца необходимо подносить его к Чаше на правой руке и лицом вверх и в таком положении причащать.

Родителям надо внимательнейшим образом контролировать, чтобы ребенок проглотил Дары!

Приняв Святые Тайны и после того, как дьякон вытрет уста платом, можно, не крестясь, поцеловать нижний край Чаши, как ребро Христово, из которого истекли Кровь и вода (руку же священника целовать не надо). И затем тотчас же отойти к специально приготовленному к этому моменту столику, чтобы вкусить частицу просфоры и запить теплой водой.

До целования напрестольного креста в руках священника из церкви уходить не принято. После этого нужно выслушать благодарственные молитвы (или прочесть их, придя домой).

В день святого Причащения — вести себя благоговейно, дабы «честно соблюсти в себе Христа принятого». В этот день не принято делать земных поклонов, за исключением тех случаев, когда они обязательно предписываются Уставом: Великим постом при чтении молитвы Ефрема Сирина; перед Плащаницей Христовой в Великую Субботу и во время коленопреклонных молитв в день Святой Троицы.

По окончании Литургии христиане благодарят Бога и выходят в мир нести свет и творить добрые дела.

Вопрос «Как часто нужно причащаться?» должен решаться каждым христианином индивидуально со своим духовником. При отсутствии такого духовного наставника, нужно придерживаться общих рекомендаций, вытекающих из практики современной Церкви, и причащаться раз в три-четыре недели (можно и в каждое воскресение).