В этом году 17 апреля православные христиане празднуют Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье). Этот двунадесятый праздник совершается в шестое воскресенье Великого поста. Дата его каждый год меняется и зависит от Пасхи, поэтому он входит в число так называемых переходящих праздников.

Поскольку в символике и событии Входа Господня в Иерусалим важное место занимают пальмовые ветви – по-славянски вайи ­- этот праздник называют Неделей ваий. На Руси пальмовые ветви традиционно заменяют ветвями вербы, одного из первых распустившихся в это время растений, поэтому Неделя ваий носит также название Вербного воскресенья. Стояние в храме с ветвями вербы и зажженными свечами символизирует встречу невидимо грядущего Господа и приветствие Его как победителя ада и смерти.

В последние дни Своей земной жизни Христос отправился в Иерусалим на праздник Пасхи. К тому времени по всей стране шла молва о совершенных Им чудесах: исцелении неизлечимо больных, изгнании злых духов и воскрешении мертвых. Опасавшиеся влияния Христа на народ первосвященники стали думать, как бы погубить Его. Народ встречал Его с пальмовыми ветвями в руках как будущего царя, подстилая Ему под ноги свою одежду и восклицая: «Осанна в вышних! Благословен грядущий во имя Господне!».

Томясь под римским игом, израильтяне ждали Мессию как освободителя от захватчиков. Они верили, что раз Иисус показал себя чудотворцем, воскресившим Лазаря и накормившим пятью хлебами пять тысяч народа, то Он и есть тот земной вождь, который взойдет на царский престол и восстановит иудейское государство в его былом величии. Но Господь шел в Иерусалим не для земной власти, Он шел на страдания и крестную смерть. Поэтому праздник Входа Господня в Иерусалим одновременно радостный и скорбный, ибо он предшествует дням Страстной седмицы, крестным страданиям Спасителя.

Христос въехал в городские ворота не на лошади, как подобало бы грозному освободителю и триумфатору, а на обычном ослике. Так Господь еще раз показал, что Царство Божие не «от мира сего» и приходит оно не «приметным образом», но таинственно и тихо, и наполняет собою наше сердце.

С Вербного воскресенья начинается Страстная седмица — последняя и самая важная часть Великого поста. Православная Церковь день за днем, час за часом будет воспоминать последние дни и часы земной жизни Господа Иисуса Христа. Страстная седмица — особый период в литургической жизни Православной Церкви. В эти дни не совершается память о святых, отменяется поминовение усопших, всё внимание верующих сосредоточено на сопереживании страждущему Спасителю.